Среди разных бумаг, которые хранятся в районном краеведческом музее, есть любопытный документ «Сельскохозяйственная перепись 1916 года». Изучать его и интересно, и немножко грустно. Читаешь и думаешь: какими обжитыми, многолюдными были когда то наши деревни, где с утра до поздней ночи кипела жизнь. А теперь многие наши деревни выглядят убого, и живут там преимущественно пенсионеры. Неужели это так и должно быть?
А как же выглядел наш район в 1916 году — на третий год первой мировой войны?
По данным переписи, территория района разделялась на четыре волости: Баковскую, Медведихинскую, Дмитриевскую и Моисеихинскую. В них насчитывалось 132 населенных пункта разных видов.
Селом считалось такое поселение, где имелась церковь, и, следовательно, существовал приход. Таких сел было пять: Баки, Ильинское, Дмитриевское, Медведиха, Сквозники. Другие поселения, как например, Теплухино, Кашниково, Сарафаниха, назывались деревнями.
Следующим населенным пунктом был починок. Их в районе насчитывалось много. Возникали починки тогда, когда группа жителей выезжала из какой-нибудь деревни для освоения новых земель. Обычно использовались земли, освободившиеся после лесоразработок. В 1916 году в переписи упоминаются Ивановский починок с населением в 150 человек, Кобылинский — 69, Крутецкий — 11 жителей, а также почин к и Лучин — 30 и Тумбин — 28 человек.
Свои названия починки получали или по названию деревни, из которой выехали люди, или по фамилии жителей, организовавших выезд. Так, починок Лучин получил свое название по фамилии лесника Лучина, самого первого поселенца. Давали названия этим населенным пунктам и по названию местности, где они основывались. Починки начинали свою жизнь с одного или нескольких дворов, а потом могли разрастись до больших размеров.
Были на территории Баковского района такие поселения, как заимки, когда группа жителей какой ни будь деревни выезжала для освоения под угодья ни кому не принадлежавших земель.
Много было таких поселений, как одиночные дворы или хутора. Они стали появляться еще во время столыпинской реформы, продолжали возникать при нэпе, а когда началась коллективизация, все были ликвидированы.
Много существовало кордонов, представлявших собой посты лесной охраны, например. Семеновский, Барановский, Кирюхинский, Тумбинский и другие.
Перевозов через реку было много, но баковский перевоз обслуживали два двора, где проживало 1бчеловек. Это был своего рода тоже населенный пункт.
Территория Краснобаковского района начала интенсивно заселяться с XVII века. К 1916 году средняя численность населения достигала свыше 27 тысяч. Средняя численность населения в деревнях была 200 — 300 человек, но некоторые деревни (Дуплиха, Сафоново, Михайлово) имели населения свыше 400 человек, в Ядрове проживало более 600 жителей, в Кириллове -более 700, в Баках было 2186 человек, а в таких деревнях, как Гулиха, Пестиха, Кирюхино, теперь уже исчезнувших, имелось населения около 200 жителей в каждой.
Скота в деревнях держали много. Лошадей было около трех тысяч, овец — около 20000, коров насчитывалось 4771, свиней -3646.
Иметь коров и овец было удобно тем, что основное питание их — сено. Луга содержались в хорошем состоянии. Овцы давали не только мясо, но и шерсть, шкуры, поэтому в деревнях было развито кожевенное производство, изготовление валяной обуви.
Много земли в те годы отводилось для выращивания такой ценной культуры, как лен, который давал не только волокно для тканей, но и семя для масла. Имелись маслобойки, а также мельницы, которые с приходом революции были у хозяев отобраны и уничтожены. Лен занимал ежегодно около тысячи десятин земли. В советское время сначала его также сеяли, и в 70-е годы он занимал площадь около 1000 гектаров. Позднее площадь под посевы льна начала сокращаться, лен стали считать убыточной культурой, сжигали на корню неубранным.
Так выглядел наш район согласно переписи 1916 года.
Был когда-то у моей бабушки Евлампии Афиногеновны Мороз непреложный обычай.
В базарные дни, а они в Баках были по пятницам, бабушка рано утром вставала, прибирала избу по-праздничному, готовила самовар и ждала гостей. Часам к двенадцати гости появлялись. Это были ее подруги из деревень, которых приезжало немало в Баки на базар в качестве продавцов или покупателей, а то и просто погулять. Вот и заходили обогреться, отдохнуть, поговорить о своих деревенских делах. Бабушка и называла их по названию деревень — Катя дубниковская, тетка Надежда базановская, Наталья березовская (из д. Березовец). Они степенно входили, одетые в овчинные полушубки с борами и в вязаные платки.
Скоро закипал самовар, все садились к столу пить чай с базарными кренделями. Говорили об урожае, о детях, о свадьбах. Никто и не думал тогда оставлять свои родные места. Здесь они жили, здесь были могилы родителей, предков, здесь и они думали встретить свой последний час. Они любили свою землю. Да и как было не любить родные места, где имелось все для жизни: поля, луга, леса, река. Живи, работай да радуйся. Почему же началось бегство?
Надо сказать, что за время советской власти ничто не подвергалось такому грабежу и разорению со стороны государства, как деревня. Сюда приходили и вооруженные продотрядники, и налоговые агенты, устанавливавшие непосильные сборы, и партийное начальство, сгонявшее крестьян в колхозы, проводившее раскулачивание. Так происходило выживание людей из деревни. Они не хотели, уезжать, сопротивлялись, как могли. Со слезами, с великим горем люди покидали свои родные места.
Директор музея К.А. Вихарева рассказывала, как однажды она пришла в деревню Дубники, уже опустевшую. Проходя мимо пустых домов, заметила один обитаемый дом, куда и зашла. Последняя жительница деревни с плачем рассказала, как не хочется ей уезжать из родной, такой красивой деревни, но делать нечего, все уже ее покинули, надо покидать и ей.
И вот исчезло с лица земли более половины наших населенных пунктов. Жутко видеть распаханное поле вместо деревни, страшен вид брошенных домов с заколоченными окнами и с кладбищенской тишиной. Неужели все это закономерно?
Как же изменился наш район теперь? Население у нас все то же — около 27 тысяч. Но распределяется оно по-другому. Возросло сильно городское население; в населенных пунктах Красные Баки, Ветлужский проживает 15 тысяч человек. Увеличилось число жителей в некоторых центральных усадьбах хозяйств — в Чащихе, Чемашихе, Носовой, Зубилихе, а также на станциях Быструха и Шеманиха. Но вместе с тем есть и такие деревни, которые находятся на грани исчезновения. В деревне Коростиха было когда-то 184 человека, теперь только два. В деревне Михайлово, насчитывавшей 426 жителей, осталось 43. В Уткине от 200 человек осталось лишь 10. Полностью исчезли в районе 63 населенных пункта. Сегодня сельское население составляет около 12 тысяч.
Что же мы потеряли? Многое. Во-первых, овцеводство. Овец сейчас насчитывается 1198. но это у частников, а в хозяйствах их нет. Лошадей осталось совсем немного. А ведь их можно быдержать для мелких перевозок.
Сегодня стали разводить больше свиней, для которых требуются комбикорма, изготовляющиеся, как известно, из зерна, а вот животных, которым для питания нужно сено, держат меньше. Говорят, что нет сейчас кормов, а прекрасные заливные луга заросли кустарником, и под травы занимают пахотные полевые земли.
Мы потеряли такую ценную культуру, как лен (в настоящее время площадь, занятая льном, составляет 146 га), который нас мог бы одеть. Ведь недаром его называют северным шелком.
Жизнь сложилась так, что советская власть постепенно обирала и разоряла своих кормильцев. Изнемогающие от высоких налогов, они фактически не имели никаких прав. Им не полагалось ни пенсий, ни оплачиваемых отпусков, их заставляли работать за «палочки», приписывали к деревням, как крепостных, не выдавая паспортов.
Позднее, когда началось массовое бегство, государство стало интенсивно помогать сельскому хозяйству. Наверно, нигде не было проведено столько экспериментов и преобразований, как здесь. В свое время были образованы МТС, потом технику передали колхозам. Менялась оплата труда- от трудодней до гарантированной денежной оплаты.
Деревни делили на перспективные и неперспективные, население свозили на центральные усадьбы. Колхозам и совхозам выдавали огромные кредиты и списывали с них не менее огромные долги.
В хозяйства -пришли образованные зоотехники, ветеринары, агрономы, механизаторы. Улучшился быт сельскохозяйственных работников — они подучили квартиры с удобствами. В их семьях есть и современная мебель, и телевизоры, и холодильники, в гаражах стоят мотоциклы, а то и автомашины.
Сегодня в районе существует много организаций, обслуживающих сельское хозяйство. Так почему же при таком высоком уровне жизни, при наличии разной техники и образованных кадров показатели по сельскому хозяйству у нас такие же, как в старину и даже ниже?
Мы, родившиеся после революции, никогда не знали достатка. В детстве нам давали с выдачи сахар, а об остальных сладостях и понятия не имели. Мы стояли в длинных очередях за двумя килограммами черного хлеба, а белый давали по норме только по воскресеньям. Мы пережили войну, послевоенные годы, эпоху Хрущева, Брежнева, перестройку и всегда была нехватка продуктов. Не было самого необходимого, нет его и сейчас. Нет у нас ни богатых рынков, ни разнообразия в магазинах, а есть распределение продуктов по спискам и талонам. В чем же причина?
К.Панфилова