170 лет со дня рождения Н.Г.Гарина-Михайловского

20 февраля 2022 года – 170 лет со дня рождения русского инженера, писателя и путешественника Николая Георгиевича Гарина-Михайловского (20 февраля 1852 – 10 декабря 1906)

«Несмотря на то, что у него было одиннадцать своих ребятишек, он с настоящей, истинно отеческой лаской и вниманием относился и к трём своим приёмным детям. Он любил цветы, музыку, красоту слова, красоту природы, женскую нежную красоту». А. И. Куприн

В детскую литературу Н. Г. Гарин-Михайловский вошёл в первую очередь как автор автобиографической повести «Детство Тёмы» и её продолжения. Его называли «поэтом труда», «человеком дела», «инженером». Чем бы он ни занимался: строительством очередной железной дороги, изданием журнала, литературным творчеством или преобразованием сельского хозяйства, он отдавался делу с таким энтузиазмом, с таким юношеским задором, что чаще всего самые невероятные проекты осуществлялись.

Настоящая фамилия Николая Георгиевича была Михайловский. Он родился в Петербурге. Родители его были людьми богатыми. Отец – генерал лейб-гвардии уланского полка, боевой офицер, отличившийся во время венгерской кампании, мать – высокообразованная женщина, оригинальных, по тем временам, взглядов на воспитание. Крестил мальчика царь Николай Первый. Когда семья переехала в Одессу, мальчик учился в гимназии и окончил её в 1871 году. В 1972 году он поступил в Институт путей сообщения в Петербурге и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером он был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор он всю жизнь занимался строительством: строил мосты, железные дороги. Работал в Батуми и Уфе, в Казанской и Вятской губерниях. Фактически Гарин-Михайловский был основателем города Ново-Николаевск, который теперь называется Новосибирск. Главная улица этого огромного города носит его имя. В 1879 году он женился и поступил на службу в Министерство путей сообщения, но не был создан для чиновничьей работы: человек горячий и правдивый, он быстро нажил себе врагов среди высшей инженерии.
В середине восьмидесятых годов он уехал с семьёй в деревню в Самарской губернии. Под влиянием народничества мечтал восстановить местную крестьянскую общину и организовать образцовое хозяйство. Однако нововведения не прижились, и Михайловские вскоре оставили поместье управляющему, а позже его заложили.

Семья Гарина -Михайловского

Уехав с семьёй в Петербург, он напечатал своё первое литературное произведение – очерк «Несколько лет в деревне», написанный под влиянием жизни в Самарской губернии. Первая его книга была сразу замечена. А. П. Чехов писал издателю А. С. Суворину: «Прочтите, пожалуйста, «Несколько лет в деревне» Гарина. Раньше ничего подобного не было в литературе в этом роде ни по тону и, пожалуй, искренности».

В 1886 году Михайловский вернулся к инженерной деятельности и принял участие в изысканиях на Самаро-Златоустовской железной дороге, один из участков которой позднее стал начальным в Транссибирской магистрали. Результатом его проекта была многомиллионная экономия. Тогда же Михайловский приступил к созданию автобиографической повести «Детство Тёмы».

«Детство Тёмы» – это самое лучшее из всего созданного писателем. Переживания ребёнка, который хочет все сделать как можно лучше, но из-за живости характера творит немало бед, писатель передаёт с огромной психологической глубиной.

Продолжая биографию своего героя, Гарин-Михайловский пишет повести «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», которые по сей день остаются лучшими произведениями русской автобиографической прозы.

Кипучая энергия Гарина-Михайловского не иссякала. Он продолжал строить, работал изыскателем для создания новых железных дорог. Современники называли его «неукротимым». Свои книги он обычно писал не в тени уютных кабинетов, а во время ожидания ночного поезда на вокзалах, в лесу, куда забрасывала его судьба.
В 1898 году по приглашению Петербургского географического общества Н. Г. Гарин-Михайловский вместе с партией изыскателей отправился с экспедицией в Корею. Фактически это было кругосветное путешествие: через всю Сибирь, Корею, Манчжурию до Порт-Артура. Оттуда через Шанхай, Японию, Сандвичевы острова, Сан-Франциско, Нью-Йорк и через Европу обратно в Петербург.

Путешествие было не просто утомительным, но и опасным: инженеры чуть не погибли от рук хунхузов, едва не сгорели, им приходилось преодолевать горные перевалы и плыть в открытом океане. Наряду с географическими, Гарин-Михайловский совершил открытия в области фольклористики.  В апреле 1903 года Н. Г. Гарин-Михайловский назначается начальником изысканий железнодорожных линий на южном берегу Крыма. Но постройка дороги была сорвана начавшейся Русско-японской войной.

В 1904 г. Николай Георгиевич уезжает инженером в действующую армию на строительство дороги в районе Сеула. Одновременно он берет на себя обязанности военного корреспондента газеты «Новости дня». Но постройку дороги пришлось отложить в связи с неудачами русских войск. Зато статьи корреспондента Гарина, печатавшиеся почти ежедневно с апреля по октябрь 1904г., составили впоследствии книгу «Дневник во время войны».

До самых последних дней Николай Георгиевич был деятелен и неутомим.

С того времени как была написана знаменитая тетралогия, мир неузнаваемо изменился, детей воспитывают иначе. Но судьба мальчика Тёмы, который жил в 19 веке, продолжает волновать современных мальчиков и девочек. Предлагаем вам, наши дорогие читатели, прочесть эти замечательные книги!


Произведения Н. Г. Гарина-Михайловского

Гимназисты: повесть / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Сов. Россия, 1988. – 287 с.: ил.

Детство Тёмы: автобиографическая повесть: [для среднего школьного возраста] / Н. Г. Гарин-Михайловский; авт.ст. И. Воробьёва; худож. Д. Штеренберг. – Москва: Детская литература, 2020. – 216, [2] с.: ил.; 21 см. – (Школьная библиотека).

Повести и рассказы: сборник / Н. Гарин-Михайловский. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1981. – 348, [2] с.: ил.; 20 см. – (Волжские просторы).

Рассказы и очерки / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Правда, 1984. – 431 с.: ил.

Студенты; Инженеры: повести / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва: Худож. лит., 1972. – 478 с.

Добавить комментарий